Рекомендации по использованию упражнений для развития аутичных
детей
С помощью этой книги мы хотим познакомить родителей, педагогов
с опытом, собранным нами при разработке и практическом применении
программ по индивидуальному развитию аутистов и детей, имеющих
иные виды отставания в развитии в рамках школы, родительского
дома и среды, окружающей таких детей. Из более чем 3000 упражнений,
разработанных нами с начала нашей деятельности в 1966 году для
группы по лечению и школьному развитию аутистов и детей, имеющих
подобные виды нарушений коммуникации, мы выбрали 296 описаний
упражнений, которые должны проиллюстрировать содействие развитию
в пределах десяти функциональных сфер на различных стадиях развития
ребенка.
Это руководство должно стать для читателя источником новых импульсов
и подтверждением уже приобретенного практического опыта. Так
как аутисты и дети, имеющие похожие нарушения в развитии, своими
сильными и слабыми сторонами, а также отклонениями в поведении
очень отличаются друг от друга, возникает необходимость установить
для каждого ребенка индивидуальные цели обучения. Собранные здесь
рекомендации должны разъяснить, как можно практически воплотить
поставленную учебную цель.
Каждая рекомендация передается в начальном варианте так, как
она была сформулирована членом группы ТЕАССН в сотрудничестве
с родителями для какого-то определенного ребенка. В описании
читатель найдет ссылки на специфические интересы и стиль поведения
этого ребенка, и на основании этой информации он сможет сам решить
насколько данное упражнение подходит ребенку, с которым он работает,
и в какой части нужно внести изменения. Упражнения были частью
программы домашнего развития и учебного материала в школе; в
отдельных случаях они проводились и в школе, и дома. Проект ТЕАССН
придает особое значение сотрудничеству родителей и учителей и
обеспечивает таким образом комплексность, где новые навыки закрепляются
одновременново всем окружении ребенка.
На протяжении многих лет группой ТЕАССН были разработаны специальные
методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных
программ развития для таких групп детей, необычность которых
часто неправильно объясняется. Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие,
охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных
сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития
ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных,
так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями,
специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге
основной линией работы с ним.