Архитектура древней Руси.
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и
Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы,
с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.
Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и
возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда
имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно
отличались соборы Владимира - Успенский и Дмитровский, а также храм
Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы
белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные
деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной
Европы. В 13-14 веках, в связи с татаро-монгольским нашествием,
зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и
Пскова, чтобы в 15 веке пережить новый бурный расцвет, особенно во
время правления Ивана III.
Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни
своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол.
Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с
новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и
захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И
решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор,
увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и
освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении
собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен
был в церкви Святой Софии.
Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем
шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на
юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая
глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над
ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году
была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие
главы собора были крыты свинцом.
Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху
креста средней главы находится металлический голубь, который служит
символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися.
Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние
храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но
потом были сооружены еще пять приделов. По внешнему виду собор
представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без
уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя
полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола),
жертвенника и диаконника.
До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной
и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был
устроен еще один вход — для духовенства.
Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках
одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы
потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан
неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской
республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные
молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности,
хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным.
О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных
сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально
были вызваны греческие иконописцы.
Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была
изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора
продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении
Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда,
записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера,
расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой.
Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Трижды художники
переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари!
О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою
рукою). Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия
(рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К
сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было
утрачено.
В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о
котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского
императора, провозгласившего христианство государственной религией, и
его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был
распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода.
Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость
благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и
стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и
техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров.
Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано
западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около
этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему
географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в
самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры
(в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы
камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной
шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века.
Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Из
древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в
главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии
взирает с небес Пантократор-Вседержитель.
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и
Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы,
с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.
Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и
возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда
имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно
отличались соборы Владимира - Успенский и Дмитровский, а также храм
Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы
белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные
деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной
Европы. В 13-14 веках, в связи с татаро-монгольским нашествием,
зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и
Пскова, чтобы в 15 веке пережить новый бурный расцвет, особенно во
время правления Ивана III.
Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни
своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол.
Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с
новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и
захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И
решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор,
увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и
освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении
собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен
был в церкви Святой Софии.
Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем
шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на
юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая
глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над
ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году
была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие
главы собора были крыты свинцом.
Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху
креста средней главы находится металлический голубь, который служит
символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися.
Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние
храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но
потом были сооружены еще пять приделов. По внешнему виду собор
представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без
уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя
полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола),
жертвенника и диаконника.
До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной
и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был
устроен еще один вход — для духовенства.
Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках
одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы
потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан
неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской
республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные
молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности,
хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным.
О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных
сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально
были вызваны греческие иконописцы.
Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была
изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора
продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении
Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда,
записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера,
расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой.
Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Трижды художники
переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари!
О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою
рукою). Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия
(рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К
сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было
утрачено.
В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о
котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского
императора, провозгласившего христианство государственной религией, и
его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был
распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода.
Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость
благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и
стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и
техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров.
Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано
западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около
этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему
географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в
самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры
(в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы
камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной
шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века.
Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Из
древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в
главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии
взирает с небес Пантократор-Вседержитель.